Поэзия скальдов

Печать

В скандинавской традиции принято различать скальдическую поэзию и эддическую. Суть различия сводится к тому, что первая близка к литературному творчеству (так как имеет автора), особый акцент делался на форме произведения. Но все же поэзия скальдов не является литературой: отсутствовало понятие художественного вымысла, поэты-певцы слагали свои произведения на основе случившегося, то есть констатировали факт. Эддическая поэзия представляла собой эпическое полотно, черпала свои сюжеты в мифологии и только частично в истории.

Скальды обычно жили при дворах конунгов и за свое творчество получали оплату, зачастую очень высокую. Так, драпа (восходит к хвалебной песне – основному жанру скальдической поэзии) воспевала подвиги и деяния конунга, существовал жанр хулительных стихов (ниды). Существовал жанр, называвшийся «висой»: виса следовала всем ритмическим законам стихосложения, но сочинялась «просто так», тематика могла быть какой угодно.

Традиция скальдической поэзии родилась еще в девятом веке, просуществовала около двухсот лет, пока не была вытеснена «европейскими образцами». Первым скальдом считают поэта Браги Боддасона, жившего в первой половине 9 века.

Наиболее распространенным, классическим размером был дротткветт, представленный в виде трехтактного стихотворного размера с использованием разных форм ассонансов, аллитераций.