Литературный процесс

Печать

Шведская литература, пройдя классические вехи мировой культуры, приобрела самобытность во второй половине 19 века. Этот период совпадает с отделением от нее Норвегии.

С середины 19-го века и по двадцатый в литературном процессе прослеживается влияние самых разных литературных направлений и философских веяний. Наиболее значительным было влияние натурализма, который ярко проявился в творчестве прозаика Г. Гейерстама («Голова медузы», «Комедия брака»), А. Стриндберга (создатель программы «натуралистическая драма»). На фоне происходящих социальных изменений и конфликтов, а также под влиянием Г. Брандеса развивается концепция реализма, появляются первые бытовые романы (Ф. Бремер, Э. Флюгаре-Карлен). Однако и другие направления (романтизм, реализм, символизм и позже неоромантизм) сильно влияли на писателей того времени, что не позволило ни одному из них избежать некоторого синтеза.

Так, начинавший писать в русле натурализма У. Хансон постепенно перерос это направление, развивая в произведениях символизм и импрессионизм, а удостоенная Нобелевской премии Сельма Лагерлёф воплотила в своих произведениях сплав тенденций реализма и неоромантизма ("Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции", "Тролли и люди"). Одним из «универсальных» писателей Швеции в этот период был К. Альмквист, объединивший в своем творчестве романтизм (хотя к романтикам себя не причислял), реализм и импрессионизм («Книга шиповника»).