Неоромантизм в шведской литературе

Печать

После случившегося в 1809 году государственного переворота, в шведской литературе появился новый дух. Уже в 2010 году появилась свобода печати, о которой ранее даже не думали, правда она не была безусловной, но достаточно широкой. Немецкая романтическая школа оказала неопровержимое влияние на шведскую литературу, благодаря которому сформировалось два важных течения: неоромантизм и готизм.

Формирование течения

Приверженцами неоромантизма стали упсальские студенты, которые получили прозвище «фосфористоф» из-за одного из печатных органов. В Упсале в 1803году образовалось общество любителей словестности, а после его распада, в 1807 году 17-летний студент Аттербома сформировал «Союз Авроры». Данный союз вырабатывал литературные взгляды молодежи, которые после высказывались в журналах «Фосфор» (Упсала, 1810-1813 гг.), «Полифем» (Стокгольм, 1809-1812 гг.). В первом журнале всесторонне освещалась и развивалась идея новой школы, во втором же, по большей части, ядовито осмеивались «академики» со стороны молодежи. Главными сотрудниками «Фосфора» были Пальмблад, Аттербом, Сонден, Гэдборн.

Поэтические произведения фосфористов были напечатаны в «Поэтическом Альманахе», который издавал Аттербом (1812-1822), «Svensk Litteraturtidning» стал критическим органом школы (1813-1824 гг.). Пер Вальмарк был ярым защитником старой академической школы (умер в 1858 году), особую борьбу он вел с фосфоритами в своих журналах «Journal för litteratur och teater» и «Almänna Journalen», а также высмеял их в собственной сатирической поэме «Markalles sömnlösa nätter» («Бессонные ночи M.», 1820—1821).

Можно сказать, что фосфористы иногда доходили до крайностей, но несмотря на их противоречивые методы. Им удалось в некоем роде разбудить литературу, вдохнуть в нее новую жизнь, добавить в этот мир своеобразных красок, добавили в нее чувств, фантазии. Это позволило открыть поэтическому творчеству более широкие горизонты, посодействовало знакомству шведского общества с иностранной поэзией, особенно южно-романской и германской.

Аттербом

Самым выдающимся писателем среди фосфористов стал сам Аттербом, который начал творить под влиянием Шеллинга и Тика. Он старался достичь в своем творчестве объединения романтической воздушности образов, нежной музыкальности стиха и натурфилософских размышлений над задачами жизни. Из-за этого его поэзии присуща некоторая туманность, но в нем нашлось крупное поэтическое дарование, а его поэма-сказка «Остров блаженства» стала одним из самых прекрасных произведений неоромантизма. Главной идеей данной аллегорической поэмы стало соотношение между реальной жизнью и жизнью в мире фантазии, в собственных грезах. Аттербом описывает печальные последствия пренебрежения правилами, которые предъявляет человеку действительность.

 

Обновлено ( 23.12.2013 14:54 )