Скандинавская литература

Аксель Сандемусе

E-mail Печать PDF

Аксель Сандемусе – один из выдающихся датских и норвежских писателей ХХ столетия, признанный мастер психологической прозы. Самым известным романом является «Беглец пересекает свой след», который был написан в 1933 году.

Родился Аксель Сандемусе – при рождении его фамилия была Нильсен, 19 марта 1899 года в многодетной семье. Вырос в маленьком городке Нюкебинг. Именно быт и нравы этого городка послужили материалом для его последующего творчества. Семья Акселя едва сводила концы с концами. Глава семьи – Йорген Нильсен был убежденным социалистом и борцом за трезвость, мать – Амалие Якобсдаттер Нильсен, родом из Норвегии. Она настолько смогла передать сыну любовь к родной стране, что даже литературный псевдоним он взял из названия родовой усадьбы – Сандермусе.

В шестнадцать лет Аксель сбежал из дома, чтобы поступить на корабль юнгой. Ранее он как раз успел конфирмоваться и пройти зимние курсы для учителей. Заветной мечтой парня, которая так и не сбылась, было стать энтомологом. В море было тяжело, так как там не было книг, а он очень любил читать. В 1916 году он, покинув шхуну «Катрин» поселяется на северном побережье Ньюфаундленда – позже автор будет часто возвращаться к этому месту – он будет называть его Бухтой Несчастий. Через год он вернулся в родной город.
Спустя два года спустя Аксель переселяется в Копенгаген, туда, где культурная и интеллектуальная жизнь била ключом. Здесь у него появляется желание стать писателем. Тем не менее, первые произведения Сандемусе издатели отвергли. Только лишь в 1921 году местные газеты начинают печатать его зарисовки в прозе. Первая книга – сборник новелл «Рассказы с Лабрадора» появляется в 1923 году. В 1920-е годы он также издает ряд книг, которые связаны «морской» тематикой. Критики сдержанно отнеслись к его первым литературным опытам Сандемусе, считая, что он подражает Джеку Лондону и Джозефу Конраду.
В 1930 году Сандемусе переезжает в Норвегию. Здесь он осознает себя норвежским писателем, начинает писать на норвежском языке, тем не менее, не только язык его меняется, но и сами произведения. Сандемусе пробует себя в жанре психологического романа. Здесь он увлекся фрейдизмом, что нашло отражение в его творчестве.

В 1930-ые годы автор создает цикл романов об Эспене Арнакке, среди них: «Моряк сходит на берег» (1931 год), «Беглец пересекает свой след» (1933 год), «Скамейка в саду» (1937 год) и «Сумятица» (1938 год). Самый известный из них – «Беглец пересекает свой след», который сначала носил название «Рассказ о детстве убийцы». Очень часто завязкой психологического конфликта в произведениях Сандемусе является убийство, которое когда-то совершил главный герой, впоследствии размышляющий над случившимся, осмысляя события прошлого и пытаясь также найти причины своих поступков, даже иррациональные. Еще одна тема в творчестве Сандемусе – это тема двойника.

Сандемусе вообще очень свободно оперирует всевозможными временными планами, к тому же, его герои постоянно перемещаются из прошлого в настоящее и наоборот – это делает прозу писателя сложной для чтения и восприятия, тем не менее, его произведения очень интересны для вдумчивого читателя, который интересуется психологией и философией.
Аксель Сандемусе часто прикладывался к спиртному – эта привычка усугубилось после смерти жены и девятилетнего сына. Умер писатель в Копенгагене 6 августа 1965 года. Ранее он мечтал прожить сто лет, чтобы застать три века.